top of page

Женщины Есенина. Часть 1. Анна Сардановская


Когда я рассказываю на своих экскурсиях про Есенина, чаще всего меня спрашивают о личной жизни поэта, о его женах и возлюбленных. Тему эту обойти стороной сложно. Сама жизнь и Сергея Александровича по сей день подогревает к этому интерес. Самой известной из женщин Есенина была, несомненно, Айседора Дункан. Но было бы несправедливо обойти вниманием, кто так или иначе повлиял и на жизнь, и на творчество великого поэта.

Анюта Сардановская

Первой любовью поэта была внучатая племянница священника села Константинова Ивана Яковлевича Смирнова Анна Сардановская. Она училась в Рязанском женском епархиальном училище и каждое лето приезжала к своему родственнику вместе с матерью, братом и сестрой.


Анна Сардановская

Сестра Анны Серафима вспоминала.: «Наш дедушка священник Иван Яковлевич жил в селе Константиново в отдельном доме около церкви. Там, у дедушки, я познакомилась с Сережей Есениным, который почти каждое утро прибегал к нам. Был он в особой дружбе с Анютой, дружил и со мной».


Иван Яковлевич Смирнов

В одном из писем за август 1912 года своем другу Грише Панфилову Есенин пишет:

«Я сейчас в Москве. Перед моим отъездом недели за две за три у нас был праздник престольный. К священнику съехалось много гостей на вечер. Был приглашён и я. Там я встретился с Сардановской Анной… Встреча эта на меня… подействовала, потому что после трёх дней она уехала и в последний вечер в саду просила меня быть её другом. Я согласился. Эта девушка тургеневская Лиза («Дворянское гнездо») по своей душе и по своим качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с нею, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной». Летом 1913 года Есенин и Сардановская вновь встретились в Константинове. Как-то вечером Анна и Сергей, взявшись за руки, прибежали в дом священника и попросили находившуюся там монашку разнять их, говоря: «Мы любим друг друга и в будущем даём слово жениться. Разними нас, пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом».


Анна Сардановская и Маша Бальзамова

Но уже в феврале 1914 года Есенин пишет их общей подруге Марии Бальзамовой. «С Анютой я больше незнаком. Я послал ей едкое и ругательное письмо, в котором поставил крест всему». В это время Есенин уже жил со своей гражданской женой Анной Изрядновой.

В 1918 года Сардановская вышла замуж за учителя Дединовской школы, а 7 апреля 1921 года она умерла во время родов. Есенин узнал об этом перед своим отъездом в Туркестан.

Друг Есенина поэт Иван Грузинов вспоминал: «Есенин расстроен. Усталый, пожелтевший, растрёпанный. Ходит по комнате взад и вперёд. Переходит из одной комнаты в другую. Наконец садится за стол в углу комнаты: — У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Всё рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю её. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».


С. А. Есенина 1913 г.

Вскоре после смерти Сардановской письма Есенина попали к её старшей сестре Серафиме, которая долго хранила их, но в конце жизни уничтожила.

Анна подарила свое имя главной героине поэмы "Анна Снегина", а в стихотворении «Мой путь», написанном в 1924 году есть такие строки:

В пятнадцать лет Взлюбил я до печёнок И сладко думал, Лишь уединюсь, Что я на этой Лучшей из девчонок, Достигнув возраста, женюсь…

Продолжение следует....

Недавние посты
Архив
Мы в соцсетях
bottom of page